Телефон\факс:
Адрес:
196084, Санкт-Петербург, Ташкентская улица, дом 1А, офис 27

Регистрация без очередей

Подавать документы в Росреестр отныне будут нотариусы

Уже несколько лет нотариусы, удостоверяющие сделку, наделены правом передавать документы на регистрацию права собственности. Но далеко не все граждане об этом знают. Об особенностях принципа "одного окна" член правления Нотариальной палаты Санкт-Петербурга нотариус Петр ГЕРАСИМЕНКО рассказывает нашему корреспонденту Анастасии ОБОЛЕНЦЕВОЙ.

- Петр Васильевич, принцип "одного окна" - это что-то новое?

- Совсем нет. Еще в 2006 году в "Основы законодательства о нотариате" и в закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество были внесены изменения, которые закрепляют право нотариуса, совершившего соответствующее нотариальное действие, подавать заявление о государственной регистрации и получать итоговое свидетельство. Этот принцип действует уже четвертый год, и единственное, что изменилось за этот период, - это название организации, принимающей такие документы. Если раньше это была Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация), то с недавних пор это Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

- Скажите, а насколько активно сами нотариусы пользуются этим правом?

- Самое интересное, что мои коллеги с первого дня не были полны энтузиазма от этой возможности. Дело в том, что мы не сразу нашли отклику регистрирующей службы, потому что предоставить, например, отдельный кабинет для приема документов от нотариуса Росреестр не может. А нотариус просто не имеет возможности стоять в общей очереди. И не потому что это ему "не нравится", просто у него есть свое рабочее место, которое он не может оставить.

- Есть ли какая-нибудь разница в том, как пользуются этой опцией нотариусы в разных регионах РФ?

- Да, действительно, разница есть. Некоторые регионы вообще это не практикуют. А вот, к примеру, в Тульской области эта услуга очень популярна. Уже в 2007 году между Тульской областной нотариальной палатой и регистрирующим органом было подписано соответствующее соглашение. Я даже ездил туда специально - набираться опыта. И то, чему я там научился, мы попытались внедрить у нас. Так, мы договорились, что петербургских нотариусов будут принимать в центральном офисе в отделе по работе с риелторскими группами прежним ГБР. Сейчас это отдел по работе с государственными органами.

Интересно, что в тех районах города, где регистрация проходила в центральном офисе, проблем и не было. Сложности возникали там, где были районные службы Росреестра: именно они не всегда находили общий язык с нотариусами. Когда нотариус и сотрудник регистрирующего органа встречались в "заветном окне", то последний порой вообще не понимал, почему нотариус передает документы без доверенности. И разъяснения, даже ссылки на законодательство в таком случае не помогали.

Понятно, что, после того как нотариус пару раз отстоял в очереди, а документы у него не приняли, его отношения с Росреестром приостановились. Поэтому очень кстати, что сейчас готовится соглашение между Нотариальной палатой Санкт-Петербурга и региональной службой Росреестра.

- И что же изменит это соглашение?

- Для нас в каждом районном отделении Росреестра будет организовано отдельное окно. Это не только существенно сэкономит время, но и привлечет внимание граждан. Отдельно отмечу, что от самого этого действия, то есть непосредственно от похода к чиновникам, нотариус прибыли никакой не получает. То есть для потребителя такая опция - бесплатная. Это работа на будущее, ведь гражданам будет удобнее заключить договор не в простой письменной форме, а в нотариальной.

- Какова сама процедура подачи документов сейчас, когда понимание достигнуто?

- Теперь все просто. Мы договариваемся о встрече в Росреестре, записываемся на определенное время, приносим пакет документов и сдаем его на регистрацию. Когда все готово, просто его забираем. Но сделать это могут только нотариус или его помощник, а не технический работник, что заставляет нас тратить на эту процедуру достаточно много времени. Поэтому в мае 2010 года между Федеральной службой государственной регистрации и Федеральной нотариальной палатой и было подписано соглашение, по которому нам предоставлена возможность пересылать документы по почте.

- Говорят, не все письма доходят до адресата. А в этом случае отправляется важнейшая корреспонденция. Как тут быть с обеспечением безопасности?

- Это только слухи, в действительности такой вариант переправки документов не просто очень удобен, но и совершенно безопасен. Если послать ценное заказное письмо с описью вложения и с объявленной стоимостью, проблем не возникнет. Страхи по поводу плохой работы почты во многом преувеличены. Но в любом случае, даже если почта потеряет письмо, можно будет взыскать стоимость содержимого пакета, которое, кстати, потом можно восстановить. В среднем сами документы оцениваются в 3 - 7 тыс. рублей. Но пока такого, по моей информации, не случалось ни разу.

- А кто же будет ходить на почту и там отстаивать эти бесконечные очереди?

- Здесь-то как раз самого нотариуса можно не задействовать: это может сделать любой сотрудник нотариальной конторы. Кроме того, с почтой также можно заключить особое соглашение. И тогда стоять в общей очереди вообще не придется.

- Кстати, а что бывает, если документы потеряет сам нотариус?

- Значит, он сам будет возмещать стоимость утерянного.

- Многие ли нотариусы Петербурга занимались подобной практикой до подписания соглашения с Росреестром?

- По моей информации, примерно 20 было активистов и около 50 занимались такой практикой время от времени. Это шестая часть от всех нотариусов города. Сейчас работают с Росреестром 120 - 150 моих коллег.

- Как долго гражданину придется ждать оформления заветного права собственности?

- Примерно месяц. Но опыт других регионов, например Вологды, показывает, что это можно сделать за 10 дней и даже за неделю.

- Месяц - это довольно долго. Кроме того, у некоторых граждан есть свои "проверенные" риелторы и юристы, и они будут обращаться именно к ним, а не к нотариусу...

- Действительно, по сделкам не все хотят передавать документы через нотариусов именно по этой причине. Да и сами риелторы не хотят отдавать нам эту работу, поскольку от нее они получают часть прибыли. Но, к примеру, граждане, которые у нотариуса получают право наследства, не пользуются услугами коммерческих посредников и сдают документы на регистрацию через нас. Кроме того, те, кто отказался от наших услуг с первого раза, все равно часто приходят через некоторое время, напуганные безумными очередями, и просят сделать это за них. В результате они экономят не только свое время, но и деньги. Ведь если гражданин хочет, чтобы документы подал кто-то другой, на него должна быть оформлена доверенность. А нотариусу ее оформлять не нужно.

- Скажите, как гражданину вообще узнать о том, что ему совсем необязательно идти в Росреестр самому, если он оформил сделку у нотариуса?

- Об этом его информирует сам нотариус или гражданин может узнать об этом самостоятельно. В конце концов существуют те же СМИ. Да и вообще за последние годы уровень юридической грамотности населения значительно вырос. Отмечу также очень важный момент - консервативность общества. Так, в Петербурге граждане до сих пор половину сделок совершают в нотариальной форме, хотя теперь это необязательно - можно и в простой письменной (ППФ). Напомню, что после отмены обязательной нотариальной формы у нас еще в течение 10 лет от 70 до 80% сделок совершали с привлечением нотариуса. А в той же Туле, к примеру, сразу ушли в ППФ. Тому много причин. В том числе высокая стоимость наших услуг для ряда регионов Но с 2007 года уже 30 - 40% от всего объема сделок в Туле снова оформляли нотариально.

- Насколько я понимаю, распространяется такая услуга исключительно на вторичный рынок жилья. Человеку, покупающему квартиру непосредственно у компании-застройщика, как правило, предлагают оформить доверенность на сотрудника юридической службы, который и регистрирует документы. А может ли гражданин в качестве альтернативного варианта обратиться к нотариусу?

- Ситуация сейчас такая, что мы действительно практически не работаем на первичном рынке жилья, да и вряд ли мы туда когда-нибудь придем. Нас просто туда не пустят: у застройщиков, как правило, есть штат юристов, которые и составляют договоры, выгодные самому застройщику. Мы работаем в основном на вторичном рынке жилья, где и продавец и покупатель являются физическими лицами. Но и в случае покупки жилья на "первичке" гражданин обратиться к нотариусу все-таки может. Конечно, не для того, чтобы нотариус помог ему с отсылкой документов по почте, а с тем чтобы он засвидетельствовал подпись гражданина. Правда, стоить это в итоге будет столько же, сколько доверенность.

- Согласно действующему законодательству, нотариус получит 20 - 25 тыс. рублей от сделки стоимостью 2 - 3 млн рублей, в то время как агенты и маклеры за аналогичные услуги берут 5 тыс. рублей. Зачем тогда вообще гражданину идти к нотариусу?

- Нотариус в отличие от агентов несет полную имущественную ответственность за вред, причиненный в результате совершения нотариального действия. И в Петербурге есть примеры того, что нотариусу приходилось "раскошеливаться".

- Скажите, а если нотариусы и граждане от такого сотрудничества только выигрывают, то в чем в таком случае интерес Росреестра?

- Тут все просто. Для них в нынешней ситуации очень выгодно отойти от принципа работы "молодой неопытный сотрудник - простой гражданин", перевести его в категорию "специалист - специалист". В таком окне будет сидеть профессионал с большим опытом работы, и его сотрудничество с такими же профессионалами значительно ускорит процесс. К тому же такая схема укладывается в концепцию оказания государственных услуг, согласно которой между госслужащим и гражданином должен быть некий буфер. В данном случае его и заполнит нотариус.

Дело в том, что чисто теоретически, если документы на регистрацию подает гражданин, могут возникнуть элементы коррупции, или попросту взяточничества. К примеру, мне приходилось слышать, что порой даже место в очереди перепродают. В случае с нотариусом такого быть не может, в этом просто нет необходимости.

КОММЕНТАРИИ:

Юрий СЕРГЕЕВ, исполнительный директор Гильдии риелторов Санкт-Петербурга:

- Такая услуга нотариусов абсолютно никак не мешает деятельности агентств недвижимости, поскольку подача документов не является основным видом деятельности нотариусов. Самые большие сложности связаны с тем, чтобы "состыковать" сделку, то есть найти покупателей, подготовить и согласовать все документы. Так что наш хлеб они не отбирают.

Мария МЕЛЬНИКОВА, заместитель руководителя управления Росреестра по Санкт-Петербургу:

- Закон о государственной регистрации дал нотариусам возможность обращаться к нам напрямую. Главный плюс этого нововведения в том, что гражданину не нужно обращаться сначала к нотариусу, а потом - к нам. Он может уже во время первого визита к нотариусу поручить ему подать документы на госрегистрацию. Кроме того, прием документов от нотариусов происходит быстрее. Если к нам приходит непосредственно гражданин, возникает необходимость дополнительных разъяснений.

В случае с нотариусом надобность в этом отпадает, поскольку он профессионал. Кроме того, прием документов от нотариусов ведется в специальных окнах. Заторов среди самих нотариусов не бывает: прием ведется по предварительной записи. Кроме того, нотариус может посылать документы и по почте. Это помогает быстрее обрабатывать заявления и принимать по ним решения. Хотелось бы, чтобы больше заявителей прибегали к такому удобному способу подачи документов на регистрацию.

 

Корреспондент Анастасия Оболенцева
Информация с сайта www.spbvedomosti.ru - Санкт-Петербургские Ведомости

 

Адрес нотариальной конторы: Санкт-Петербург, Московский район, Ташкентская улица, дом 1А, офис 27.

 

 Телефоны конторы: (812) 454-4-454 и (812) 372-66-82

Последние новости
07.05.18
В среду, 16-го мая 2018, нотариальная контора работает только на прием документов. Приносим извинения за возможные неудобства.